Подготовка к ГИА по русскому языку
Тренировочные упражнения: сжатие текста.
Занятие 1
Текст №1
А) К однотомнику Пушкина Кедрин возвращался неоднократно, о чём говорят многочисленные пометы, сделанные в разное время. Одно и то же стихотворение зачастую имеет несколько помет. Кедрин, читая любимого поэта, тут же, на полях, что-то записывает.
Читая Пушкина, Кедрин выявляет связь его поэзии с творчеством Державина и Жуковского, Шекспира и Гёте. Находит он влияние гениальных пушкинских творений на Баратынского, Лермонтова, Тютчева, Некрасова. Отмечает влияние пушкинских строк на собственное творчество.
(С. Кедрина)
Проверьте себя!
Варианты сжатия фрагмента
А) Дмитрий Кедрин, перечитывая Пушкина, своего любимого поэта, на полях делает пометы. Он находит связь пушкинского творчества с произведениями других русских и зарубежных авторов, как современников великого поэта, так и его предшественников и последователей. Пометы говорят и о влиянии Пушкина на творчество самого Кедрина.
Б) На полях однотомника Пушкина поэт Дмитрий Кедрин часто делает пометы, отмечая влияние гениального поэта на собственное творчество, на русскую поэзию и зарубежную литературу. Шекспир и Гёте, Державин и Жуковский, Баратынский и Лермонтов, Тютчев и Некрасов — эти имена встречаются среди записей на полях пушкинского тома.
Текст №2
Несколько лет назад на вопрос корреспондента: «Что более всего вы цените в человеке?» — я, не задумываясь, ответила: «Талант». (И. М. Смоктуновский при мне ответил на этот вопрос: «Доброту».)
Сейчас я больше всего ценю в человеке естественность, потому что знаю, что это самое трудное в жизни и в искусстве. Это требует большой практики, постепенности, длительной привычки, образования, вкуса, внутреннего такта, воспитания, таланта.
На актёра это значение естественности можно перевести так.
Во-первых, актёр естественен, если его игра соответствует жизненной роли персонажа, если он не выбивается из общего рисунка спектакля или фильма и если его игра соответствует современной актёрской школе. И, наоборот, актёр играет неестественно, если его исполнение соответствует скорее его жизненной роли, а не тому, кого он изображает; если он не слышит мелодии всего спектакля, или музыкальной партии своего партнёра, или общей музыки всего театра. Если он упрямо остаётся только самим собой.
Во-вторых, актёр будет неестественен, если не прислушивается к интуиции, если не слышит требований Природы и Красоты.
Естественность и в искусстве, и в жизни — это обострённый артистизм. Особое ощущение Красоты, Правды, восприятие их как жизненной реальности и высочайшей ценности в природе, в людях, в чувствах и мыслях.
(А. Демидова)
Проверьте себя!
Сжатие текста
А) Актриса Алла Демидова вспоминает, что когда-то более всего ценила в человеке талант. И. Смоктуновский считал, что главное человеческое качество — это доброта.
Теперь на вопрос «Что вы более всего цените в человеке?» А.Демидова отвечает: «Естественность», считая, что это самое важное и самое трудное качество и в жизни, и в искусстве. Естественность связана с образованием, вкусом, воспитанием и талантом, она зависит от требований Красоты, Природы, Правды.
Б) На вопрос «Что вы более всего цените в человеке?» отвечают по-разному. Актриса А. Демидова когда-то утверждала: «Талант».
И.Смоктуновский отмечал доброту. Прошло время, и А. Демидова стала более всего ценить в людях и в искусстве естественность как самое трудное и самое важное качество. По её мнению, естественность на сцене достигается, если актёр слышит мелодию всего спектакля, партнёра, общую музыку театра. Для этого надо подчинять себя требованиям Природы, Красоты, Правды, обладать безупречным вкусом, образованием, интуицией.